Каталог
RU EN CN KZ UZ AE KG
Медицинское оборудование и ценовая эффективность: как оптимизировать расходы при открытии клиники?

Медицинское оборудование и ценовая эффективность: как оптимизировать расходы при открытии клиники?

  • 11 июля 2022

Здравоохранение в данный момент признано отраслью мировой экономики. Конечно, у него есть важнейшая социальная функция — поэтому в медицине есть разделы, которые априори не могут быть нацелены на прибыль. Тем не менее, сфера здравоохранения подчиняется общим экономическим законам, которые действуют и в розничной оптовой торговле, и в промышленности, и в любой другой сфере.

Чем выше уровень дохода и чем ниже уровень затрат, которые делятся на постоянные и переменные, тем выше эффективность любого бизнеса. Прагматичный руководитель медицинского центра постоянно работает над повышением экономической эффективности.  Экономическая эффективность (по другому — ценовая эффективность или cost effectiveness) — это показатель, который характеризует соотношение между затратами, которые несет компания и доходом, который она получает. Это вопрос уменьшения объема капитальных затрат и затрат инвестиционного периода, а также сокращения объема ежедневных затрат. Такие меры приводят к увеличению маржинальности того или иного бизнес-процесса частной клиники.

Экономическая эффективность — это инструмент, который определяет развитие медицинского центра на всех этапах. С этапа эскизного проектирования (когда определяется набор услуг, которые будут оказываться в медицинском центре), и далее, через проверку ценовых гипотез — сколько будут стоить оказание той или иной услуги. Исходя из этих данных, а также из внешних данных рынка (за сколько эту услугу можно продать, насколько она востребована на рынке и т.д.) разумный инвестор выбирает то или иное оборудование и тот или иной вид деятельности клиники.

Деятельность клиник

Так как формула экономической эффективности применительно к каждому бизнес-процессу будет отличаться, то возможности для изменения этого показателя обширны. Оценка экономической эффективности возможна в трех вариантах:

  • До открытия бизнеса, когда составляется бизнес-модель,
  • В момент открытия бизнеса, когда происходит сверка заложенных гипотез по расходам и по выручке и определяется маржинальность.
  • И третий вариант — когда делается прогноз о том, что будет, если мы внесем какие-то изменения в бизнес-процессе

Особенно высокая зависимость владельцев бизнеса от знаний о ценовой эффективности находится в области тех видов услуг, в которых требуются большие капитальные вложения.

Дорогостоящее оборудование и ценовая эффективность

В случаи медицины классическим примером является приобретение сложного, дорогостоящего оборудования: магнитно-резонансный или компьютерный томограф, либо строительство большого лабораторного или хирургического центра. Объемы капитальных вложений в такие проекты — десятки, сотни миллионов рублей.

Существует прикладная отрасль на стыке медицины и инженерного дела, которая называется клиническая инженерия. Своей целью она ставит поиск оптимальных технических решений для удовлетворения клинических задач: какой аппарат с какими характеристиками будет наиболее эффективен для оказания той или иной медицинской услуги. Наиболее яркий пример расходов инвестиционного периода и эксплуатационных расходов — это приобретение компьютерного рентгеновского томографа. В угоду маркетологам или врачам инвесторы довольно часто покупают дорогостоящие компьютерные томографы с количеством срезов 64, 128 и более. Эти аппараты, при определенных условиях, могут давать маркетинговые преимущества, но весьма незначительные. Как правило, клинической необходимости в большом количестве срезов нет. 64 среза — это кардиология, кардиохирургия, исследование сосудов сердца. В частных клиниках такие исследования применяются крайне редко. При этом такой томограф стоит в полтора раза дороже, чем существующий в настоящее время золотой стандарт 16/32 среза.

Стоимость медицинского оборудования

Вот еще одна деталь, которую упускают из вида инвесторы: каждый компьютерный томограф обладает важной частью — рентгеновской трубкой, которая в зависимости от объема эксплуатации требует замены раз в 1-3 года. Рентгеновская трубка на средний томограф 16 срезов в текущий момент стоит 3-4 миллиона рублей. А на томограф 64-128 срезов она будет стоить уже 8-9 миллионов рублей и больше. Эта разница в 4-6 миллионов рублей должна быть компенсирована стоимостью услуги, соответственно, услуга должна быть оказана в большем количестве, либо в более высоком ценовом сегменте.

Как мы видим, в момент принятия решения при покупке дорогостоящего оборудования важно оценивать не только стоимость оборудования, но и последующие затраты, которые будет нести клиника для его эксплуатации. И важно понимать, что затраты инвестиционного периода (средства, вложенные в открытие бизнеса) играют ключевую роль: чем более дешевое оборудование мы покупаем, тем меньше порог входа в бизнес. И тем проще нам выйти на точку безубыточности и начать возвращать инвестиции.

Ценовая эффективность при открытии УЗИ-кабинета

Экономическая эффективность в случае открытия УЗИ-кабинета выглядит аналогичным образом — совокупность расходов на приобретение оборудования и его последующую эксплуатацию. К периоду последующей эксплуатации относятся, как правило, не очень большие суммы — это общие расходы на ведение бизнеса, коммунальные расходы и совсем небольшой объем расходных материалов, например, ультразвуковой гель или одноразовое белье. Основным компонентом cost-эффективности при приобретении ультразвука является именно расходы на приобретение оборудования. Поэтому, прежде всего, необходимо обратить внимание на класс аппарата, который заказчик просит приобрести у инвестора. Каждому врачу хочется работать на высококлассной современной системе, дающей максимум сервисных и диагностических возможностей. Но в клинической практике не всегда требуется применение дорогостоящих аппаратов. Не всегда нужна и смена аппарата, которому 4-5 лет, на более современный.

Конечно, технологии развиваются, каждые 4-5 лет происходит революция в области ультразвука и появляются новые технологии. Но частные клиники, как правило, работают в области рутинных исследований, для значительного количества которых достаточно систем среднего или низкого класса. рутинной практике они позволяют закрывать все виды исследований, вплоть до экспертных, так как технологии экспертных систем постоянно мигрируют и спускаются на аппараты класса ниже.

Ультразвуковой аппарат — это всего-навсего инструмент в руках врача ультразвуковой диагностики. По сути, высокий класс аппарат компенсирует низкие навыки врача или его отставание от технических возможностей или знаний, который можно получить на аппаратах класса ниже.

Поэтому экономическая эффективность при приобретении ультразвуковых аппаратов — это, прежде всего, выбор правильной одной-двух моделей и поиск баланса между потребностями врача с его клиническими задачами и возможностями сканера. Важно учитывать, что те клинические задачи, которые ставит врач, они должны быть востребованы на рынке, они должны быть монетизированы, и на них должен быть клиент, который придет в эту клинику за получение этой услуги.


Зотов Константин, генеральный директор МСТ

Последние публикации
12 марта 2024 Санкции, которые не помешали: как МСТ комплексно оснастили флагманский медицинский центр «Будь Здоров» в г. Москва
Санкции, которые не помешали: как МСТ комплексно оснастили флагманский медицинский центр «Будь Здоров» в г. Москва
Косметология: как меняется рынок услуг?
3 марта 2023 Косметология: как меняется рынок услуг?
Косметология: как меняется рынок услуг?
Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
20 февраля 2023 Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
Attention! Retention!  Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.
24 ноября 2022 Attention! Retention! Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.
Attention! Retention! Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.